Вторая половина XIX — начало ХХ в.: промышленная революция и градостроительная эволюция

 

Вторая половина XIX в. в России — время больших социальных и экономических перемен. Важнейшее историческое событие — отмена крепостного права в 1861 г. — создало предпосылки для развития промышленности и интенсивной застройки городских окраин. Здесь возникли заводы и фабрики, рабочие городки, которые поглотили ближайшие к Петербургу дачные местности и земельные угодья.

Поскольку для большинства производственных процессов требовалось значительное количество воды, предприятия возводились в основном вдоль берегов рек и каналов. Ландшафты невских берегов на периферии центра города отныне приобрели новое качество: доминировать в них стали краснокирпичные корпуса заводов и фабрик. В устье Невы сбрасывалось огромное количество неочищенных стоков.

227К началу XX столетия огромные фабричные районы сложились вдоль Шлиссельбургского тракта, по берегам Большой Невки, Екатерингофки, Обводного канала. В наибольшей степени пострадала Петергофская дорога: в восточной ее части, на месте бывших дворянских усадеб, возник печально знаменитый район Нарвской заставы — конгломерат заводов, рабочих бараков, питейных заведений.

Другим знамением нового времени стало развитие сети железных дорог и повсеместно возникающие вдоль них дачные городки: Лигово, Дачное, Александрово (ныне пос. Володарский) на Балтийской железной дороге, Ольгино и Владимировка на Приморской, Коломяги, Шувалово, Озерки на Финляндской. Поселки, чаще всего образованные на землях, выделенных из больших дворянских имений, не затрагивали дворцово-парковых ансамблей, которые, как правило, оставались в пользовании прежних владельцев. Однако исторические парки при этом фактически становились общественными, а старые архитектурные ансамбли делались местной достопримечательностью. Так было в Парголове с его великолепным Шуваловским парком, в Левашове с «Осиновой Рощей», в Лахте с имением Стенбок-Ферморов, в Лигове с Полежаевским парком.

Снизилась роль регламентации в застройке городского центра. Преобладающими в застройке стали «доходные дома», которые постепенно заменяли относительно малоэтажные старые здания и с этого времени стали активно формировать городскую ткань. На смену ретроспективным стилям зачастую приходит их смешение — эклектика, а затем — модерн.

«Вседозволенность» эклектики и космополитизм модерна породили опасные симптомы: город начал постепенно терять свое «лицо», и не только вследствие изменений характера рядовой застройки. Были совершены крупные градостроительные ошибки: в 1870-1880-х гг. была застроена территория бывших эллингов между павильонами Адмиралтейства, причем превышение допустимой высоты новых зданий привело к снижению значения выдающегося памятника в ландшафте невских берегов. Лежавшую вдоль его главного фасада Адмиралтейскую площадь занял Александровский сад, в результате чего гигантская эспланада центральных петербургских площадей была фактически уничтожена: входившая в ее состав Дворцовая и Сенатская стали изолированными друг от друга. В панорамах Невы появились такие сильные акценты, как церковь подворья Киево-Печерской лавры с несвойственной Петербургу луковичной главой, еще более экзотические купол и минареты мечети. Красный столп башни водонапорной станции стал мощной промышленной доминантой, противостоящей изысканному силуэту собора Смольного монастыря в распластанном ландшафте невских берегов. Этой массой был подавлен Таврический дворец, при строительстве уничтожены его канал и гавань.

229В городских панорамах и в перспективе Екатерининского канала появилась чуждая Петербургу по духу реплика московского собора Василия Блаженного — «Спас на Крови». Башня магазина компании «Зингер» стала неуместным конкурентом Казанского собора на Невском проспекте. Эти явления, наряду с разрушениями исторических зданий и даже шедевров архитектуры (как, например, «Сального буяна», построенного в начале XIX в. по проекту Тома де Томона), породили движение деятелей культуры в защиту старого Петербурга. Во главе встало художественное объединение «Мир искусства» и один из его идеологов — художник и искусствовед А.Н. Бенуа. В 1907 г. был основан Музей Старого Петербурга.

Борьба общественности за сохранение города принесла свои плоды: возникли новые архитектурные направления — «неоклассицизм» и другие, основанные на творческом переосмыслении исторических стилей Петербурга. Были сделаны попытки продолжения ансамблевой традиции застройки («Новый Петербург» на острове Голодай). Важную роль в этих процессах играло основанное в 1903 г. Общество архитекторов-художников.

        Развитию этих направлений помешала 1-я Мировая война. Надежной защитой столице в эти годы послужили построенные на рубеже XIX-XX вв. в акватории Финского залива новые современные форты — Обручев и Тотлебен. На берегах залива дугу береговых укреплений замкнули вынесенные далеко на запад форты Ино, Красная Горка и Серая Лошадь. Возведением этих фортификационных сооружений завершилось формирование Санкт-Петербургской агломерации.

237