Екатерина II: архитектура и градостроительство в эпоху Просвещения

 

Короткое царствование Петра III почти не оставило следов в историческом ландшафте Петербурга — за одним исключением. В феврале 1762 г. император принял решение разбить на участки ближайшую к столице пролегавшую по заболоченным территориям дистанцию Петергофской дороги, где в густых лесах близ Екатерингофа скрывались шайки разбойников. Его приближенные должны были осушить и благоустроить дачи за свой счет, возведя на них загородные «увеселительные» дома.

Это событие стало следствием принятия акта, который дал новый импульс развитию частного городского и в особенности усадебного строительства, — манифеста от 18 февраля 1762 г. «О даровании вольности и свободы всему российскому дворянству». Подтвержденный Екатериной II, он освободил дворян от обязательной государственной службы, открыл им путь к сокровищам европейской культуры, позволил путешествовать, заниматься науками и искусством. Блеск двора заставлял дворян следовать примеру ближайшего окружения императрицы, в том числе в области архитектуры и паркостроения. Главным образцом для подражания и идеологом новых направлений стала сама Екатерина II.

Еще будучи великой княгиней, в 1755 г. Екатерина начала самостоятельно проектировать свой сад в Ораниенбауме. Ее архитектор А. Ринальди спроектировал для него постройки в новом для России стиле — рококо; тогда же в Санкт-Петербурге начал работать прибывший в Россию французский архитектор нового направления Ж.-Б. Валлен-Деламот. Ф. Растрелли постепенно утратил свою ведущую роль: стиль его барочных построек начал устаревать.

С восшествием на престол Екатерины II, любившей архитектуру (она сама характеризовала свою страсть как «строительную горячку»), начался новый этап строительства Петербурга. В 1762 г. была учреждена «Комиссия о каменном строении Петербурга и Москвы», возглавляемая наставником императрицы в этой сфере, видным деятелем российского Просвещения И.И. Бецким и архитектором А.В. Квасовым. В составленном последним генеральном плане 1769 г. основное внимание уделялось совершенствованию планировочной структуры и расширению города в юго-восточном направлении. Новая городская граница прошла по запроектированному выгонному рву (Обводному каналу). На этой территории, включившей слободы гвардейских полков и дугу бывших загородных дач по Фонтанке, были образованы три новых предместья. Значительным преобразованиям должна была подвергнуться планировка Петербургского острова. Однако план был реализован только частично.

В екатерининскую эпоху город обогатился ансамблями и зданиями, которые стали важнейшими составляющими городского пейзажа. Большая их часть была возведена на берегах Невы. Это здания Академии художеств (арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот и А.Ф. Кокоринов), Академии наук и Эрмитажного театра (Д. Кваренги), Малого и Старого Эрмитажа (Ж.-Б. Валлен-Деламот и Ю.М. Фельтен), Мраморного дворца (А. Ринальди).

210Два эрмитажных здания и Эрмитажный театр, выведенные под один карниз с Зимним дворцом, были тем самым не только объединены с ним композиционно: вместе они составили мощный горизонтальный блок, поддержавший горизонтальный силуэт «северной столицы» и новый, укрупненный масштаб ее застройки. На другом берегу Невы этот масштаб поддержали здания двух Академий — наук и художеств.

В числе других крупнейших сооружений этого времени — Троицкий собор Александро-Невского монастыря и ансамбль Таврического дворца (И.Е. Старов), которые стали важными акцентами периферийных частей города, Ассигнационный банк, Смольный и Екатерининский институты (Д. Кваренги), Новая Голландия (Ж.-Б. Валлен-Деламот). На Сенатской площади был сооружен обращенный к Неве величественный памятник Петру I (скульптор Э. Фальконе).

Облик города менялся на глазах. Новый архитектурный стиль — классицизм — придавал ему строгий, величественный характер.

В этот период начала формироваться единая линейная застройка центральных улиц с увеличением высоты зданий до 4-х этажей. На Адмиралтейской стороне образовался аристократический район, рядовое население оттеснялось к окраинам.

Важнейшее мероприятие тех лет — урегулирование и устройство набережных рек и каналов. Именно в это время водные артерии города получили монументальную облицовку со спусками и мосты из гранита.

Царствование Екатерины было ознаменовано также новым пейзажным стилем в области паркостроения. Большие пейзажные парки устраиваются в Гатчине, Петергофе (Английский парк с одноименным дворцом) и Царском Селе — любимой резиденции императрицы. Сохранив здесь чуждые ей по духу, но связанные с памятью об императрице Елизавете постройки, Екатерина дополнила их классицистическим ансамблем Камероновой галереи, «готическими» и «китайскими» павильонами.

Благоустройству Царского Села и его окрестностей Екатерина уделяла исключительное внимание. Местность вдоль ведущей к нему Царскосельской «перспективы» (нынешнего Московского проспекта) в 1772 г. была разбита на участки под строительство дач (по примеру Петергофской дороги). На одном из них по приказу Екатерины был возведен «готический» Чесменский дворец с церковью (арх. Ю.М. Фельтен). Вдоль пути установили мраморные верстовые столбы-пирамиды. В праздники дорога иллюминировалась, как это было сделано в 1770 г. в честь визита принца Генриха Прусского. По примеру Царскосельской, в 1775-1780-е гг. была благоустроена Петергофская дорога: ее трасса была выпрямлена и перенесена на верхнюю террасу, полотно шоссировали, соорудили гранитные мосты, установили аналогичные верстовые столбы, обсадили березками.

212Царское Село было превращено в центр уезда, в связи с чем к югу от парка архитектором Ч. Камероном был спроектирован новый город, названный Софией. Оси его радиальной, «веерной» планировки сходились на дворце. В центре возвели церковь, отдаленно напоминающую константинопольскую Софию — как символ политических идей Екатерины, ее восточного «греческого» проекта.

Старая елизаветинская резиденция была окружена новыми садами и парками. Сад был разбит на Пулковском холме, в самом Царском Селе созданы обширные Баболовский и Александровский парки, каждый со своими дворцами — небольшим «готическим» Баболовским (И.В. Неелов) и монументальным классицистическим Александровским (Д. Кваренги). Заново перестраивались дворцовые деревни, в них по проектам Кваренги возвели «палладианские» церкви. Предпринимались попытки приучить крестьян к методам европейской агрономии.

Совершенствование методов сельского хозяйствования, начиная со 2-й половины XVIII века, стало одной из важнейших государственных задач. В конце концов, деятельность учрежденного в 1765 г. Вольного Экономического общества, изучение зарубежного опыта и попытки привить его в России (школа А.А. Самборского близ Павловска), приглашение Екатериной II немецких колонистов помогли не только достичь практических результатов, но и привели к заметным переменам в характере агроландшафтов и, соответственно, в пейзажах окрестностей Петербурга.

В 1760-1770-х гг. в окрестностях Петербурга были основаны новые большие резиденции — Гатчина и Павловск. Первая из них предназначалась для фаворита императрицы, способствовавшего ее восшествию на престол — Г.Г. Орлова. Вместо маленькой шведской мызы, когда-то подаренной Петром I сестре — царевне Наталье Алексеевне, архитектор А. Ринальди возвел для Орлова дворец, вокруг которого английскими мастерами был разбит обширный пейзажный парк.

211Второй дворцово-парковый ансамбль был основан в 1777 г. в нескольких километрах от Царского Села и предназначался для наследника престола великого князя Павла Петровича. Используя благоприятные условия местности, здесь также разбили удивительный по красоте «английский» парк. Архитектор Ч. Камерон возвел дворец и парковые павильоны. На окраине Павловска создали уникальный «назидательный» ансамбль Александровой дачи, где для внука императрицы Александра был разыгран сценарий написанной ею сказки, повествующей о победе добродетели над соблазнами.

Как известно, отношения между императрицей и ее сыном были непростыми и с каждым годом все более осложнялись. По-видимому, именно это послужило причиной переезда Павла в 1783 г. в Гатчину, купленную Екатериной у наследников умершего Орлова. Здесь он проводил время в военных экзерцициях, будучи фактически отлученным от двора. Хорошо знакомый с архитектурой, Павел с помощью своего архитектора В. Бренны составлял здесь первые варианты проекта своего Михайловского замка. В городе возводились новые районы Ингенбург, Екатеринвердер, Мариенбург.

Со строительством Гатчины и Павловска связано появление новых «перспективных дорог», связавших их с Царским Селом. В 1766-1769 гг. было проложено Гатчинское шоссе, в 1780-е гг. — дорога до Ям-Ижоры, соединившая царскую резиденцию с Московской дорогой, и до павловской Александровой дачи (эта трасса проектировалась как новая Новгородская дорога).

214В окрестностях Гатчины во второй половине XVIII в. было возведено несколько обширных усадеб. К наиболее замечательным из них относятся Тайцы и Сиворицы, владельцами которых были братья Демидовы. Первая из них славилась источниками подземных вод. Отсюда по проложенному в 1772-1787 гг. инженером Ф.В. Бауэром Таицкому водоводу вода поступала в систему озер Царского Села.

Строителем вышеупомянутых усадеб был архитектор И.Е. Старов. Он же в 1780-х гг. возвел два дворца в среднем течении Невы — один для Г.А. Потемкина, в Островках, другой, грандиозный по своему размаху ансамбль, — Пеллу — для Екатерины II. Близ Пеллы, по просьбе императрицы, пожелавшей иметь красивый вид из окон дворца, Старов спроектировал для графа Н.П. Шереметьева ансамбль усадьбы Вознесенское. Живописный ландшафт Невы с ее лесистыми берегами получил высокую оценку просвещенной монархини.

Императрица высоко ценила красоту окрестностей столицы; ее усилия были направлены на то, чтобы ее новые постройки возводились в гармонии с природными ландшафтами. Царскосельская Камеронова галерея была построена в первую очередь для созерцания окрестных пейзажей: об этом свидетельствует письмо Екатерины ее французскому корреспонденту Ф.М. Гримму: «...Сидя на царскосельской колоннаде, откуда я вижу перед собой Пеллу, хотя отсюда до нее по крайней мере 35 верст, и кроме Пеллы мне видно около 100 верст вокруг». Красноречиво ее письмо, написанное в связи с основанием новой усадьбы для фаворита Г.А. Потемкина в Осиновой Роще, на холмах в северных окрестностях столицы: «...Петербург и море у ног ваших: перед глазами все дачи по Петергофской дороге, потом озера, холмы, леса, поля, скалы и хижины. Английский садовник и архитектор в нашей свите, и мы весь вчерашний день блуждали, и Бог знает сколько насажали, настроили. Царское Село, Гатчино и даже Царицыно по местоположению дрянь в сравнении с Осиновой Рощей. Теперь весь двор живет в доме из десяти комнат, но что за вид из каждого окна!».

215Ландшафты города и его окрестностей запечатлены в работах М.М. Иванова и С.Ф. Щедрина, наиболее известных видами пригородных резиденций (многие из них награвированы С.Ф. Галактионовым). В последние годы царствования Екатерины над пейзажами города начали работать Ф.Я. Алексеев, швед Б. Патерсен, французский мастер М.Ф. Дамам-Дамартре. Важнейшим событием в сфере картографии стало составление в 1760-1770-х гг. под руководством французского инженера-картографа П.-А. де Сент-Илера аксонометрического плана Санкт-Петербурга, а вслед за тем аксонометрических чертежей и планов Петергофа и Ораниенбаума.

       В 1779 г. В.Г. Рубаном было издано первое «Историческое, географическое и топографическое описание С.-Петербурга от начала заведения его с 1703 г. по 1751 год...» А.И. Богданова, с 84 гравюрами и дополнениями, сделанными самим издателем. В 1794 г. вышла в свет книга И.Г. Георги «Описание Российско-Императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного». Эти издания положили начало публикации памятников и достопримечательных мест «северной столицы».