Елизавета Петровна: дворцы и монастыри. Ф. Растрелли
В царствование Елизаветы Петровны (1741-1761 гг.) преобладала тема дворцового и церковного строительства. В Петербурге и его окрестностях возникали новые дворцы и усадьбы знати. Продолжался рост города: в середине XVIII в. он насчитывал 150 000 жителей.
В самом начале царствования Елизаветы по проекту М.Г. Земцова на берегу Фонтанки был заложен новый большой Аничков дворец. Но главным архитектором елизаветинского царствования стал гениальный Ф. Растрелли, подчинявшийся непосредственно императрице. С постройкой им дворцов С.Г. Строганова, М.И. Воронцова, деревянных Зимнего и Летнего, с завершением Аничкова и особенно с возведением каменного императорского Зимнего дворца масштаб застройки города поднялся на новую ступень. Следуя указаниям императрицы, Ф. Растрелли, С.И. Чевакинский, П.-А. Трезини возводят пятиглавые купольные церкви, что придает новые черты силуэту столицы.
Царствование императрицы Елизаветы Петровны ознаменовалось расширением и усовершенствованием старых петровских загородных резиденций. Скромные дворцы, напоминающие увеселительные дома зажиточных бюргеров, Растрелли превращает в сказочные чертоги, поражающие обильным барочным декором, блистающие позолотой. В первую очередь это знаменитые Петергоф и любимая резиденция императрицы Царское Село, где трудами Растрелли и его предшественников ранее небольшой дом и сад были значительно расширены и дополнены парковыми павильонами. Для наследника престола зодчий возобновил бывший дворец А.Д. Меншикова в Ораниенбауме, превратив его в обширный ансамбль. Даже скромный деревянный дворец в Екатерингофе, принадлежавший матери императрицы, получил два новых флигеля.
У пересечения Московской и Царскосельской дорог, именуемого «Четыре руки», или «Средняя Рогатка», Ф. Растрелли построил каменный путевой дворец — в нем императрица Елизавета Петровна отдыхала по пути в любимую Царскосельскую мызу. Зодчий начал работы по завершению петровской резиденции в Стрельне (однако затем они были вновь прекращены).
В царствование отличавшейся религиозностью Елизаветы были созданы два монастырских ансамбля: Троице-Сергиевой пустыни на Петергофской дороге (арх. П.-А. Трезини) и Воскресенского Смольного монастыря (Ф. Растрелли). Если первый стал своеобразным церковным акцентом в ряду светских «увеселительных» домов, то второй — важнейшей архитектурной доминантой города. Ансамбль с его «взлетающим к небу» собором, по-новому трактующим образ пятиглавого русского храма, принадлежит к несомненным шедеврам мировой архитектуры. С появлением ансамбля Смольного монастыря обширное пространство у живописной излучины Невы близ устья Охты получило новую организацию.
В 1753 г. под руководством И.Ф. Трускотта гравером М.И. Махаевым был создан парадный план Санкт-Петербурга. Включивший некоторые еще не построенные здания и незавершенные градостроительные структуры, он достойно представил Европе столицу России.
Начиная с 1748 г. М.И. Махаев с помощью камеры-обскуры начал съемку видов города. Переводимые затем в гравюры, они распространялись по России и рассылались европейским дворам. Четыре большие развертки были посвящены панорамам Невы. Также были награвированы виды императорских резиденций — Царского Села, Петергофа, Ораниенбаума.
В елизаветинское царствование А.И. Богдановым был составлен первый справочник по истории, памятникам и достопримечательным местам Санкт-Петербурга (издан в 1779 г.). Настоящей одой новому культурному ландшафту Петербурга и его окрестностей стало стихотворение В.К. Тредиаковского «Похвала Ижорской земле и царствующему граду Санкт-Петербургу»:
«Приятный брег! Любезная страна!
Где свой Нева поток стремит к пучине.
О! прежде дебрь, се коль населена!
Мы град в тебе престольный видим ныне.
Немало зрю в округе я доброт:
Реки твоей струи легки и чисты;
Студен воздух, но здрав его есть род:
Осушены почти уж блата мшисты...».