Петр I: основание Санкт-Петербурга

 

Невское устье с прилегающими к нему землями было возвращено России в ходе Северной войны. В октябре 1702 г. был взят Нотебург, переименованный Петром I в Шлиссельбург (Ключ-город). Фактом переименования была подчеркнута важность победы — с завоеванием этого важнейшего стратегического пункта открывались ворота в Балтику. 1 (12) мая 1703 г. капитулировал Ниеншанц: торговый путь по Неве был возвращен России. 15 дней спустя на Заячьем острове в дельте Невы состоялась закладка Петропавловской крепости. В газете «Ведомости» это было отмечено следующим образом: «...Его Царское Величество при море город и крепость строить велел, чтоб впредь все товары, которые к Риге, к Нарве и Шанцу приходили, там пристанище имели...».

Сначала город развивался на Петербургском острове, где рядом с крепостью появилась первая торговая площадь и деревянный Троицкий собор. В 1704 г. на противоположном берегу Невы было заложено Адмиралтейство, затем ставшее главным узлом композиции материковой части города. В этом же году первый губернатор Санкт-Петербурга А.Д. Меншиков на подаренном ему царем Васильевском острове начал строить деревянный дом, который стал первым сооружением обширной усадьбы царского фаворита.

Вышеперечисленные сооружения стали основными опорными пунктами при формировании плана Петербурга. Петропавловский собор замкнул проложенную вскоре Царскосельскую дорогу; сама крепость и ее кронверк в большой степени определили планировку Городового острова. К шпилю Адмиралтейства впоследствии «стянулся» трезубец главных улиц города. От меншиковского ансамбля в западном направлении был проложен Большой проспект — основная магистраль Васильевского острова, главный элемент его будущей прямоугольной планировочной структуры.191         Уже в первые годы своего существования город был ориентирован на Неву. Эта полноводная река сформировала его центральное пространство, определила масштаб будущей столицы. На берегу Невы до сих пор стоит выбранный Петром в качестве своего первого жилища дом финского рыбака Марти Лейя. К Неве были обращены главные ансамбли и здания петровского Петербурга: Петропавловская крепость, Адмиралтейство, первый Посольский дворец, Летний и Зимний дворцы царя, дворцы А.Д. Меншикова, главная городская Троицкая площадь, дома царских приближенных по Дворцовой, Французской и Петровской набережным, Александро-Невский монастырь, Кунсткамера, дворцы и дворянские дома на набережной Васильевского острова, Морской госпиталь на стрелке Выборгской стороны. В устье Невы, у впадения в нее Фонтанки по проекту голландского архитектора Стефана ван Звитена на крохотном островке был заложен Подзорный дворец, со всех сторон омываемый водой!

192

Петр I лично участвовал в проектировании и строительстве Петербурга. Он выбирал места для крепости, Адмиралтейской верфи и собственной резиденции, он определил облик Петербурга как европейского города на воде: образы Амстердама и Венеции стояли у него перед глазами. По его воле сюда были приглашены европейские архитекторы и художники. Петр издал множество указов, призванных обеспечить рост и совершенствование города, лично рассматривал и утверждал проекты главных зданий и сооружений. И, наконец, им создана концепция генерального плана нового города.

Необходимость разработки плана стала очевидной к началу 1710-х гг., когда массовая застройка Петербурга, ведущаяся традиционным русским способом — слободами, стала делаться все более хаотичной. Первый «регулярный» проект для Петербурга — его Московской части — был разработан в 1712 г. Но центральная часть города на Петербургской и Адмиралтейской сторонах была уже испорчена хаотической застройкой: здесь в спешке, под угрозой вражеских набегов, возникали разбросанные вдоль Невы и ее притоков слободы — Татарская, Русская, Немецкая. Их разделяли обширные луга и болота. Город строился одновременно в нескольких местах. Ф.-Х. Вебер писал в 1714 г.: «Вместо воображаемого мною порядочного города я нашел кучу сдвинутых друг к другу селений, похожих на селения американских колоний».

Сознавая невозможность радикальной реконструкции левобережных районов Невы и кварталов Петербургского острова, где жили тысячи людей, Петр решил проектировать новый центр столицы на Васильевском острове. План для него, вновь основанный на идее прямоугольной планировки, с кварталами, разделенными каналами и разбивкой на стандартные участки (по образцу Амстердама), на протяжении

1716 гг. разрабатывал Доменико Трезини. Он до настоящего времени определяет планировку острова (каналы впоследствии были засыпаны).

194В 1717 г. новый план Петербурга, также с центром на Васильевском острове, составил французский архитектор Ж.-Б.-А. Леблон. Согласно этому радикальному проекту, город замыкался в овал бастионов с несколькими оборонительными рубежами и получал строго иерархическую планировочную структуру: с дворцом в центре, ансамблевой системой парадных площадей и садов, многочисленными церквами, административными и общественными зданиями. Получивший предварительное одобрение Петра, этот проект не был воплощен в жизнь. Прагматическая голландская градостроительная концепция одержала победу над «абсолютистской» французской.

Однако идея царя о размещении центра города на острове осталась нереализованной — он начал формироваться на материковой, Адмиралтейской части Петербурга. К 1720-м гг. здесь наметились его основные градостроительные узлы и направления: обращенные к Неве Летний сад, здания Дворцовой и Английской набережных, Исаакиевская церковь, Адмиралтейство, кораблестроительные комплексы Новой Голландии и Галерной верфи, радиальная система ориентированных на его башню улиц с Невским проспектом.

Влюбленный в водную стихию, Петр устроил на Адмиралтейской стороне множество каналов. Часть из них была связана с нуждами корабельных верфей. Но другие не имели большого практического смысла, а были рождены мечтой Петра о своем «Новом Амстердаме» — это замкнувшая водный периметр Летнего сада Лебяжья канавка, Красный канал по западной границе Большого луга (Марсова поля), Зимняя канавка.

Для застройки города были разработаны первые типы «образцовых» жилых домов. Дома предписывалось ставить по красной линии улиц; позади располагались сады и огороды. Возводились церкви — базиликального типа, увенчанные высокими шпилями, характерными для стран Северной Европы. Строительство в городе возглавляла специально созданная «Канцелярия от строений».

Санкт-Петербург практически не имел ансамблей площадей: все они, в том числе Троицкая, не отличались композиционным единством. Лишь в последние годы жизни император объявил конкурс на проект правительственного здания Двенадцати коллегий с парадной площадью перед ним на стрелке Васильевского острова. Однако главным городским пространством, к которому были обращены основные сооружения новой столицы, по-прежнему оставалась Нева. В панораме ее берегов преобладали низкие линии застройки, силуэт был горизонтальным. Образы Петербурга тех лет — распластанные вдоль русла реки бастионы и куртины Петропавловской крепости, длинные магазины Адмиралтейской верфи, вытянувшиеся в линию вдоль набережных невысокие дома, вращающиеся крылья ветряных мельниц по берегам Невы. В этой горизонтальной панораме особую роль приобретали острые шпицы Адмиралтейства и редких церквей, среди которых доминировали огромная колокольня Петропавловского собора и шпиль Исаакиевской церкви.

195

Гравюры и немногие рисунки 1700-1720-х гг., в том числе первый вид Петербурга П. Пикарта, демонстрируют нам прежде всего панорамы невских берегов. Наиболее характерна в этом отношении большая панорама А.Ф. Зубова 1717 гг. «Санкт-Петербург» с 11 малыми видами города и окрестностей, которой Петр представил свою столицу Европе. Красноречивы гравюры, посвященные морским триумфам, выполненные уже после смерти Петра петербургские виды Х. Марселиуса и О. Эллигера.

К 1725 г. Санкт-Петербург стал большим столичным городом с размещенными на берегах Невы дворцами императора и его приближенных, портом, где была сосредоточена основная часть морской торговли России, промышленными предприятиями — корабельными верфями, пушечно-литейным и пороховым заводами, Шпалерной мануфактурой. Он превращался в культурный центр страны: здесь появился первый российский музей — Кунсткамера, Академия наук, театр. Издавалась газета, развивалось книгопечатание.

Большое внимание Петр уделял картографии Петербурга, особенно печатным планам, которые пропагандировали новую столицу России за рубежом. Как правило, они издавались с проектами новой планировки Васильевского острова и других частей города.

        Санкт-Петербургу этой поры посвящено несколько книг, часть которых была издана еще при жизни Петра за рубежом (первая из них появилась в 1713 г). Восприятие современников нашло отражение в дневниках и мемуарах, чаще всего принадлежащих перу иностранных дипломатов.