2015-2017

 

27 марта 2015 г. состоялось первое заседание Координационного совета по вопросам сохранения, управления и популяризации объекта всемирного наследия «Исторический центр Санкт‑Петербурга и связанные с ним группы памятников». Речь на нем шла преимущественно о плане управления объектом, координировать который было предложено Институту культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (его руководство и состав сотрудников в недавнее время подверглись радикальному "обновлению"). Также говорили о доработке Декларации о ВУЦ, о внесении необходимых поправок в национальный закон 73-ФЗ и о мероприятиях к 25-летию включения петербургской номинации в Список. Председателем совета и его заместителями были назначены Г.У. Пирумов, В.А. Цветнов, М.М. Оганесян и Н.П. Емельянов (все они, за исключением последнего, в настоящее время не в состоянии исполнять свои обязанности). 

28 июня - 8 июля 2015 г. в Бонне прошла 39-я сессия Комитета всемирного наследия. На сессии, в числе многих других, была утверждена Декларация о выдающейся универсальной ценности Санкт-Петербургского объекта. Проект этой декларации, с опорой на заключение ИКОМОС 1989 г., разрабатывался в составе "семенцовской" рабочей группы А.Д. Марголисом и А.В. Кобаком. Он многократно обсуждался; в частности, наши предложения касались усиления роли и значения культурного ландшафта и "малых" компонентов агломерации. На какой стадии проект был преобразован и получил тот вид, в котором он был вынесен на сессию, сказать невозможно, но ясно одно: эти изменения на пользу объекту не пошли.

Почти всё внимание авторов оказалось сосредоточенном на историческом центре Санкт-Петербурга. В целом декларация представляет собой "гимн великому городу" в прозе; многие акценты здесь расставлены совершенно верно (упомянуты горизонтальный силуэт с вертикальным доминантами, "имперский дух" и genius loci города, роль водных пространств, системный характер ансамблей и т.д.). Но агломерации посвящен только один абзац, а ландшафт упоминается в основном только в качестве городского. В целом Декларация слишком "декларативна", ей очень недостает конкретики. Сегодня неуместно выглядят и невыполненные обещания о плане управления объектом, о буферных зонах, об "улучшении координации" между городом и областью.

15 декабря 2015 г., наконец-то, спустя 25 лет после включения петербургской номинации в Список всемирного наследия, произошло открытие памятного знака в честь этого знаменательного события. Знак был открыт в сердце города, на Заячьем острове, у стен Петропавловской крепости. На открытии присутствовали генеральный директор ЮНЕСКО Ирина Бокова, губернаторы Санкт-Петербурга и Ленинградской области, председатели ЗАКСа СПб и КГИОП.

1714 апреля 2016 г. Президент РФ, по итогам заседания Совета по культуре и искусству, состоявшегося 25 декабря 2015 года, утвердил перечень поручений, в числе которых было требование "...Обеспечить соблюдение положений Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия (1972 год), требований практического руководства по выполнению указанной Конвенции, а также решений Комитета всемирного наследия ЮНЕСКО в отношении включённых в Список всемирного наследия ЮНЕСКО объектов культурного наследия, расположенных на территории Российской Федерации" (Пр-571, п. 2 б). В этом указании сверху отразилась неприемлемая ситуация, сложившаяся вследствие систематического неисполнения международных обязательств администрациями Санкт-Петербурга и Ленинградской области. К сожалению, поручение Президента не повлекло заметных изменений в проводимой ими политике.

13 мая 2016 г. на втором заседании Координационного совета было заявлено, что "...В настоящее время Министерством культуры РФ проводится работа по приданию части компонентов Объекта статуса достопримечательного места, которая заключается в определении границ территорий достопримечательных мест, установлению требований к осуществлению деятельности и требований к градостроительным регламентам в данных границах. Председатель КГИОП Сергей Макаров отметил необходимость учитывать в данной работе сложившуюся нормативную практику Санкт‑Петербурга и обратился к директору Департамента государственной охраны объектов культурного наследия Министерства культуры РФ Владимиру Цветнову с предложением вынести этот проект на рассмотрение Совета по сохранению культурного наследия при Правительстве Санкт‑Петербурга". В этом заявлении отразились два важнейших момента, касающиеся петербургской номинации: попытки федеральных властей привести национальный охранный статус объекта в соответствие с международными требованиями и стремление органов администрации города в лице КГИОП избавиться от обременительных обязательств, мешающих "развитию города", сохранить его высокий международный статус в виде "бантика", и не более.

Достопримечательное место (ДМ) - наиболее универсальный, комплексный вид наследия, отвечающий задачам охраны культурных ландшафтов, к которым относится как петербургский объект в целом, так и большинство его компонентов. К такому мнению независимо пришли пишущий эти строки, автор концепции петербургского объекта Борис Николащенко, авторитетный градозащитник, депутат А.А. Ковалев, наконец, международные эксперты, в первую очередь Тодор Крестев. В этом качестве объект было предложено интегрировать в национальную правовую базу на 36-й сессии Комитета всемирного наследия в 2013 г. Министерство культуры РФ в конце концов также заняло эту позицию. В 2014-2016 гг. оно провело конкурсы закупок на проведение таких работ. Министерством было выбрано 12 компонентов – Ижорский уступ (Глинт), долина р. Невы, Дудергофские, Юкковские, Колтушские высоты (последние с одноименным шоссе), Научный городок И.П. Павлова в Колтушах, Московское шоссе, Петергофская дорога, Сестрорецкий Разлив, г. Териоки (Зеленогорск), а также ГМЗ «Петергоф» и «Царское Село».

172

Работы были приняты и оплачены министерством в 2015-2016 гг. Однако, по непонятной причине, Департамент государственной охраны культурного наследия Минкульта начал выносить выполненные работы на рассмотрение Федерального научно-методического совета (ФНМС) только в 2017-2018 гг. Я в качестве эксперта от Санкт-Петербурга участвовал в этих заседаниях лично или представлял письменные заключения. В ходе рассмотрения работ ФНМС выяснился низкий уровень большинства из них, практически все они были отправлены на доработку. Некоторые выносились на рассмотрение повторно, часть замечаний снималась, но ни одна работа окончательного одобрения экспертов не получила. Часть работ не рассматривалась ФНМС вообще (Научный городок И.П. Павлова в Колтушах, Московское шоссе, Петергофская дорога, Сестрорецкий Разлив). Материалы по Ижорскому уступу (Глинту) были представлены ФНМС на первой стадии, в завершенном виде работа не рассматривалась. В результате многомиллионные бюджетные средства были истрачены, корректировка работ по замечаниям ФНМС не завершена, решения по включению компонентов в Гос. реестр в статусе ДМ не принято. Таким образом, компоненты, входящие в состав петербургского объекта, по-прежнему остаются без национального охранного статуса. Следует указать, что Министерство культуры подготовило документацию по присвоению ряду компонентов объекта предварительного охранного статуса выявленного ОКН в виде достопримечательного места. Однако КГИОП и Комитет по культуре Ленинградской области под надуманными предлогами отказались ее согласовать.

Забегая вперед, укажем, что 6 ноября 2019 г. автор этих строк направил письмо министру культуры В.Р. Мединскому с изложением вышеописанной ситуации, приведением конкретных цифр средств, истраченных из госбюджета на это мероприятие, с просьбой назначить соответствующее служебное расследование и довести до конца процедуру включения объектов в гос. реестр ОКН РФ. В полученном ответе был указан срок завершения работ: II квартал 2020 г. Насколько нам известно, никаких сдвигов до сих пор не произошло.

9-10 июня 2016 г. в Санкт-Петербурге прошел семинар "Определение атрибутов ВУЦ объектов всемирного наследия" при участии КГИОП и федеральных властей. На этом, типично чиновническом мероприятии, тема, не составляющая проблемы для квалифицированных специалистов, была поднесена как требующая немалых трудов, умственных усилий и, конечно, опять же времени (и, вероятно, денег). Для этого вопроса был привлечен московский Институт природного и культурного наследия, с которым КГИОП 10 июня подписал соответствующее соглашение. Официальный Петербург вновь принес в жертву интеллектуальный потенциал города, но зато в очередной раз выиграл время для его бесконтрольного "развития".

174Ярким проявлением такого развития стало возведение небоскреба "Лахта-центр", который в 2016 г., для многих внезапно, возник в панорамах исторического центра города. Это произошло под аккомпанемент данных годом ранее успокоительных заверений постпреда РФ при ЮНЕСКО Э. Митрофановой: "Строительство "Лахта-центра" не повредит образу Петербурга", "Лахта-центр" может стать украшением района". Теперь все мы можем убедиться, каким "украшением" стал небоскреб для панорам Петропавловской крепости, для Стрелки Васильевского острова, видов, открывающихся из окон Эрмитажа.

12 октября, на 3-м заседании Координационного совета, было объявлено о подготовленных КГИОП и направленных в Минкульт поправках к 73-му Федеральному закону, призванных, в частности, разграничить полномочия между центральными и региональными властями в отношении петербургской номинации. Представитель Минкульта сделал акцент на том, что значительное число объектов из ее состава не имеют национального охранного статуса (!). Это стало отражением развернувшегося в 2016-2017 гг. спора между правительством города и Министерством культуры о необходимости выполнения правовых и методических требований, вытекающих из Конвенции по всемирному наследию и международного статуса петербургского объекта.

Наиболее важными из этих требований было два. Первое вытекает из 172 статьи Оперативного руководства по выполнению Конвенции, которая гласит: "Комитет всемирного наследия призывает государства – стороны Конвенции сообщать Комитету, через Секретариат, о своих намерениях предпринять или разрешить на территории, охраняемой согласно Конвенции, крупномасштабные восстановительные или новые строительные работы, которые могут оказать воздействие на выдающуюся универсальную ценность объекта. Уведомление необходимо направить в кратчайшие сроки (например, до подготовки проектов основных документов для конкретных проектов) и до принятия любых решений, которые было бы трудно отменить, чтобы Комитет мог оказать содействие в поиске соответствующих решений, гарантирующих полную сохранность выдающейся универсальной ценности объекта".

Вторым требованием является необходимость инициаторов крупномасштабных проектов производить оценку их воздействия на выдающуюся мировую (универсальную) ценность (ВУЦ) объекта всемирного наследия, в соответствии со специально разработанной методикой ИКОМОС. Мы произвели эту оценку первыми в России для небоскреба Лахта-центра (2013, совместно с П.Н. Никоновым), для жилых комплексов, начатых строительством в районе Пулковской обсерватории (2018), для жилых многоэтажных зданий, вторгшихся в панорамы ансамбля Александрина (2019). Оценку воздействия жилого дома, запроектированного у Чесменского дворца, произвел "РосНИПИУрабанистики".

175

Оба требования вызвали резкую реакцию отторжения у застройщиков, их СМИ, а также у властей, в том числе у КГИОП. Характерным было выступление заместителя председателя КГИОП А. Михайлова на заседании рабочей группы "Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства" в Смольном 30 ноября 2017 г. Нельзя было не ощутить потрясения, когда представитель органа, призванного защищать наследие, с тревогой в голосе предупреждал об опасностях, которыми оценки воздействия на ВУЦ, выполняемые по инициативе градозащитников, угрожают инвестиционному климату Санкт-Петербурга (!!). Одним из юридических заслонов стала апелляция к отсутствию в законодательной базе РФ понятия "крупномасштабных работ", упоминаемых в вышеупомянутой 173 статье "Оперативного руководства". Вопросы, которые независимые эксперты могли бы решать в ходе обсуждений, согласно научным критериям, облеченные властью чиновники превратили в непроходимую преграду.

Позиция городских властей и участившиеся случаи нанесения урона всемирной ценности петербургского объекта побудили ИКОМОС СПб обратиться в международный ИКОМОС с сигналом тревоги. Эта позиция была поддержана Президентом Национального комитета А.П. Кудрявцевым, подписавшим 27 июня 2017 г. соответствующее письмо в адрес Генерального директора ИКОМОС М.Л. Лавенир и Вице-президента Т. Коно. На рубеже 2017-2018 гг. мною при участии Н.В. Лаврентьева была подготовлена и 2 января 2018 г. направлена в международный ИКОМОС презентация "Всемирное наследие Санкт-Петербурга под угрозой".